Вход для пользователей

Логин
Пароль

Статья: Обналичивание денежных средств в России

Государство с подозрением относится к бизнесменам, которые чересчур активно используют при проведении расчетов наличные деньги. И понять контролирующие органы можно.

 

Наличные расчеты резко снижают прозрачность ведения предпринимательской деятельности. Отсюда повышенное внимание налоговых органов к подобным расчетам, достаточно жесткий контроль со стороны банков к тем корпоративным клиентам, которые снимают со счетов много наличных или делают это слишком часто.

 

В соответствии с поручением регулятора банк может затребовать от такого клиента документы, подтверждающие то, что его деятельность носит реальный, а не мнимый характер. Дополнительная возня с отчетностью занимает время. А время – это деньги. Еще один большой минус – это лимит оплаты наличными: до 100 тысяч рублей в рамках одной сделки. Таково требование Центробанка. Для коммерческих организаций лимит распространяется на все сделки без исключения, а для индивидуальных предпринимателей на коммерческие сделки (на сделки личного характера можно тратить наличности сколько душе угодно).

 

Как избавить себя от этих досадных неприятностей? Выход известен. Можно приобрести в вашем банке его корпоративную карту. Сразу исчезают проблемы с прозрачностью. Налоговики видят, как потрачены деньги, а потому лишних вопросов не задают. Исчезает и проблема с лимитом. Что нужно знать о возможностях корпоративных карт и правилах пользования этим финансовым инструментом?

 

Типы карт

 

Карта выдается банком или при открытии счета, или по специальному требованию компании-клиента. Тут есть два варианта. Либо счет карты привязан к основному счету, либо создается отдельный счет специально для карты. Если имеется привязка к основному счету, то с корпоративной карты можно оплачивать сделки в пределах всей суммы основного счета. С точки зрения налоговой отчетности средства, поступающие на карту, следует включать в доход, а затем и платить соответствующий налог. Фискальное ведомство в случае необходимости может заблокировать не только основной счет налогоплательщика, но и счет карты.

 

Почувствуйте разницу

 

Давайте рассмотрим несколько ситуаций, которые покажут нам сравнительные достоинства пользования наличными и корпоративной картой.

 

Наличка в больших объемах всегда создает проблемы с ее хранением и обеспечением безопасности: необходимость приобретения надежного сейфа, постоянные опасения по поводу кражи осложняют жизнь поклонника наличных расчетов. Владелец карты должен побеспокоиться только о ее своевременном блокировании в случае пропажи.

В тех случаях, когда выдаются деньги сотрудникам компании, владелец карты не беспокоится по поводу сдачи, не утруждает лишними хлопотами бухгалтера и кассира, не тратит много времени на проверку отчетности по расходованию средств (пользоваться личным кабинетом сегодня умеет любой).

 

Еще одно удобство при использовании корпоративной карты – платежи регулярного характера (связь, транспорт, коммуналка). Карту можно привязать к соответствующим сервисам – деньги будут списываться автоматически. Периодические проверки – и никаких хлопот.

 

Сбор средств с различных точек ведения бизнеса. Владелец карты избавлен от необходимости играть роль инкассатора, можно передать карту кассирам, которые сами внесут на счет наличные.

 

Владелец карты, индивидуальный предприниматель работающий по упрощенной схеме, получает преимущества при распределении личных и коммерческих расходов. При использовании карты такой предприниматель избавлен от необходимости платить комиссию за внутрибанковский перевод средств.

 

Единственный случай, когда вам не поможет корпоративная карта – это выплата заработной платы вашим работникам. Тут два варианта: наличка либо зарплатные или личные карты для членов трудового коллектива.

 

Правила оплаты

 

В принципе корпоративная карта для субъекта предпринимательской деятельности – все равно, что обычная карта для физического лица. Но имеются отдельные нюансы в зависимости от организационно-правового статуса владельца карты, а также от избранной им формы налогообложения.

 

Самый простой случай – когда картой владеет индивидуальный предприниматель, работающий на упрощенном режиме 6 %. В этом случае нет никаких отличий в использовании корпоративной карты от личной.

 

Если ИП работает на упрощенном режиме 15 % или даже по основной системе налогообложения, нужно помнить, что при расчете налога следует учитывать расходы. Поэтому такому налогоплательщику стоит озаботиться сохранением чеков и квитанций и не позабыть внести соответствующие записи в Книгу учета доходов и расходов.

 

Когда владельцем карты является юридическое лицо, расплачиваться при помощи карты можно исключительно для корпоративных нужд. Если налоговое ведомство выяснит, что траты носили личный характер, были направлены на удовлетворение личных нужд владельца компании – неизбежно последует доначисление налоговых платежей и соответствующие штрафы. Вы купили средства связи, оргтехнику, оплатили полис ОСАГО. Налоговики могут потребовать предъявить доказательства того, что все это необходимо для обеспечения предпринимательской деятельности.

 

Карточный бухучет

 

С точки зрения бухгалтерского учета разницы в двух формах расчетов практически нет. Так же следует вносить записи в Книгу учета доходов и расходов, так же необходимо сохранять соответствующие чеки и квитанции. Если речь идет о расчетах с использованием корпоративной карты – необходима электронная квитанция. Ее вам вышлет та компания, через которую проходили безналичные расчеты (к примеру, Робокасса).

 

Правила пополнения

 

Как можно пополнить счет на карте? Очень простой вариант: перевод с основного счета компании на счет карты. Никаких вопросов со стороны налоговой инспекции в этом случае не возникает. Только вам следует обратить внимание, взымает ваш банк за такую операцию комиссионные или нет. А вот перевод с вашего счета в другом банке в любом случае потребует выплаты комиссии за межбанковский перевод. При переводе средств с чужого счета у вас возникает доход. Следовательно, потребуется выплата налога и объяснения: от кого поступили средства, за что вам заплатили деньги. И, наконец, имеется возможность пополнить счет карты при помощи банкомата. В этом случае вам следует озаботиться документальным подтверждением источника наличности. И, разумеется, возможны комиссионные платежи банку.

 

Раздаем карты

Корпоративные карты – отличный инструмент для управления внутренними финансовыми потоками в организации. Вы можете раздать такие карты своим сотрудникам. Конечно, если ваш банк допускает такой способ использования своих продуктов. Но следует учитывать, что выдавать корпоративные карты можно только тем сотрудникам, с которыми вас связывают трудовые отношения. А потому при выдаче карт членам трудового коллектива стоит соблюсти некоторые формальности, которые в дальнейшем помогут вам общаться с налоговым инспектором.

 

Работодатель издает приказ о выдаче сотрудникам корпоративных карт, в этом локальном акте следует упомянуть, какие должности должны занимать люди, имеющие право использовать корпоративные карты и для каких расходов (хозяйственные, представительские и т.д.). Не помешает отразить в приказе и предельный лимит использования тем или иным сотрудником безналичных средств. Отчетность сотрудник, которому доверена карта, должен сдавать ежемесячно. Форма отчетности обычная, так же, как и при расходовании наличности. Кроме того, важно документально регламентировать цели, на которые тот или иной работник может тратить средства с корпоративной карты. В случае нецелевого расходования работодатель имеет полное право вычесть подобные суммы из заработной платы провинившегося работника (см. ст. 137 Трудового Кодекса РФ). С приказом следует под подпись ознакомить сотрудников, которые пользуются корпоративной картой компании.

 

Прекрасная форма оперативного контроля за расходованием сотрудниками средств с корпоративной карты компании – привязка карты к мобильному телефону руководителя. Тем же целям может послужить личный кабинет вашего банковского счета.

 

 

Соответствующие разъяснения даны Министерством финансов РФ письмом от 30.05.2017 № 03-01-15/33121.

Евгений Сивков

 

Как легально платить меньше налогов и
сохранить бизнес в 2017 и 2018 году?

Семинар Евгения Сивкова в Екатеринбурге:

Как законно снизить налоги
и защитить бизнес

11.08.2016

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.