Вход для пользователей

Логин
Пароль

Налоговики против "агрессивного" снижения налогов: новая инструкция ФНС о статье 54.1 НК РФ

ФНС рассказала о новых принципах, которые помогут отличить законную оптимизацию от незаконной. До августа 2017 года в НК РФ не было чётко писанных и ясных правил "Как можно и нельзя" оптимизировать налоги. Поэтому налоговики использовали понятие «необоснованной налоговой выгоды», чтобы доказать уход бизнеса от уплаты налогов.

 

Но 19 августа этого года всё изменилось. Вступила в силу новая статья №54.1 НК РФ, которая наделала много «шума» и вызвала массу вопросов.

 

Чтобы немного прояснить спорные моменты, ФНС выпустила письмо от 31 октября 2017 г. N ЕД-4-9/22123@, в котором объяснила налоговикам, как использовать 54.1 статью НК, появившуюся со вступлением в силу ФЗ от 18.07.2017 N 163-ФЗ.

 

Коротко о содержании письма.

 

Итак, в своем письме ФНС прямо указала, что "старые" правила к налоговым проверкам больше не применяются. Всё. Точка. Правила, отражённые в постановлении пленума ВАС от 12.10.2016 №53 "об оценке необоснованной выгоды" и развитые многолетней судебной практикой, больше не имеют силу.

 

Ст. 54.1 применяется в отношении налоговых деклараций, поданных после вступления статьи в силу, то есть после 19 августа, а также выездных проверок и проверок полноты исчисления и уплаты налогов, назначенных после этой даты.

 

Важно! Наконец-то ФНС назвала четкие основания для налоговых претензий к предприятию.

 

Статья 54.1 НК не расширяет полномочия налоговиков по сбору доказательств, то есть при применении новых норм действуют законодательно предусмотренные процедуры по сбору, фиксированию и оценке доказательств. Сохраняет силу принцип презумпции добросовестности налогоплательщика. По новым правилам сейчас налоговики обязаны в актах и решениях квалифицировать выявленные обстоятельства со ссылкой на конкретный пункт статьи 54.1 НК.

 

Рассмотрим три пункта новой статьи.

 

Пунктом 1 статьи 54.1 НК предусмотрен запрет уменьшения налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения. 

 

Примерами такого искажения являются:

  • "дробления бизнеса" с применением спецрежимов; искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, льгот, освобождения от налогообложения;
  • неправомерное применение соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • нереальность исполнения сделки.

 

Примеры искажения сведений об объектах налогообложения - неотражение дохода (выручки), в том числе в связи с вовлечением подконтрольных лиц, отражение в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации.

Об умышленных действиях могут свидетельствовать факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему. Однако подконтрольность сама по себе не может служить основанием для вывода об умышленном характере действий.

При отсутствии доказательств такого умысла, ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК.

Напомню, если налоговики докажут умысел, то штраф составит до 40% от неуплаченных налогов.

 

Согласно пункту 2 статьи 54.1 НК при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога при соблюдении ОДНОВРЕМЕННО двух условий:

  • основной целью сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога.
    ФНС разъяснила, что основной целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель. К таковым не относятся бизнес-решения, не свойственные предпринимательскому обороту, например, присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования и тому подобные действия. Это сделки, фактически совершенные не в своем интересе, а в интересах иного лица с целью его скрытого финансирования;
     
  • обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, и (или) лицом, которому обязательство передано по договору или закону.
    Невыполнение этого условия имеет место, если согласно материалам проверки товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента, расшифровала ФНС. В подпункте 2 пункта 2 статьи 54.1 НК законодатель фактически ограничил право учесть расходы и вычеты по сделке при исполнении ее лицом, не указанным в первичных документах.

 

При нарушении налогоплательщиком хотя бы одного из данных условий последует отказ в учете расходов и вычетов.

При этом необходимо учитывать, что положения НК не ограничивают само право налогоплательщиков проводить свои операции так, чтобы налоговые последствия были минимальными, однако в избранном налогоплательщиком варианте сделки (операции) не должно присутствовать признака искусственности, лишенной хозяйственного смысла. Кроме того, налоговый орган не вправе настаивать на том, что налогоплательщик должен был выбрать тот или иной вариант построения хозяйственных операций.

 

Пункт 3 статьи 54.1 НК предусматривает несколько критериев, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий:

  • подписание первичных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
  • нарушение контрагентом налогового законодательства;
  • наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных операций.

Это должно исключить возможность предъявления налоговыми органами формальных претензий к налогоплательщикам.

 

Формальный документооборот также вызовет интерес налоговиков. О его использовании могут свидетельствовать:

  • факты обналичивания денег проверяемым налогоплательщиком или взаимозависимым (подконтрольным) лицом, факты использования таких средств на нужды налогоплательщика, учредителей налогоплательщика, его должностных лиц,
  • использование одних IP-адресов,
  • обнаружение печатей и документации контрагента на территории (в помещении) проверяемого налогоплательщика и другие.

 

Дополнительными доказательствами в пользу госструктур могут быть нетипичность документооборота, несоответствие поведения участников сделки и должностных лиц обычаю делового оборота. По всем таким фактам налоговики будут получать пояснения налогоплательщика и ответственных лиц, а при выявлении противоречий - допрашивать этих лиц повторно.

 

Помимо всего, теперь налоговики должны будут воссоздавать при проверках полный баланс предприятия, изучать поведение должностных лиц, проводить их повторные допросы, проверять непроблемных контрагентов.

 

Контроль по всем "фронтам". Но, всё не так печально, как кажется, на первый взгляд!

 

Хорошая новость! В письме ФНС от 31.10.2017 г. указано, что участие аффилированных лиц в сделке само по себе не является доказательством незаконной схемы. 

 

Ранее ФНС придерживалась мнения, что участие в сделке аффилированных лиц является важным доказательством ее незаконности, и до последнего времени практически всегда считалось как «отягчающее обстоятельство». И если этот факт будет реализован, то это станет новой точкой отсчёта в отношениях между налоговиками и бизнесом. 

 

  • Как разобраться в хитросплетениях налогового законодательства нашей страны? 
  • Что нужно знать владельцу, директору и бухгалтеру?
  • Как подготовиться и выжить в 2018 году?

 

 

 

 

Как легально платить меньше налогов и
сохранить бизнес в 2018 году?

Семинар Евгения Сивкова Санкт-Петербурге 29,30 ноября и 1 декабря 2017 года:

Как законно снизить налоги
и защитить бизнес

 

Семинар Евгения Сивкова в Екатеринбурге 14-16 декабря 2017 года:

Как законно снизить налоги
и защитить бизнес

 

Семинар Евгения Сивкова в Москве 20-22 декабря 2017 года:

Как законно снизить налоги
и защитить бизнес

13.11.2015

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.